Средства альтернативной и дополнительной коммуникации для детей и взрослых с особыми образовательными потребностями

Средства альтернативной и дополнительной коммуникации для детей и взрослых с особыми образовательными потребностями

Руководитель программы:
Баряева Людмила Борисовна
Москва
23 апреля 2024
программа повышения квалификации

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

«Средства альтернативной и дополнительной коммуникации для детей и взрослых с особыми образовательными потребностями»


Руководитель программы: Баряева Людмила Борисовна, профессор НОЧУ ВО «Международный университет психолого-педагогических инноваций»; доктор педагогических наук, профессор.


Объем: 24 акад. часов (12 часов контактной работы лектора, а также самостоятельная работа по учебно-методическому комплекту материалов).


Формат обучения: гибридный (очный/дистанционный).


Целевая группа: логопеды, дефектологи, психологи, учителя начальных классов, воспитатели, аспиранты, магистранты, родители детей с ОВЗ, все заинтересованные лица.


Место проведения: НОЧУ ВО «Международный университет психолого-педагогических инноваций», Институт специального образования и реабилитации; Москва, ул. Гончарная, д. 15, стр. 1.


График занятий: Код на оплату Баряева.jpg

23.04.2024 (вторник) 1700 – 2130  (6 ч)

24.04.2024 (среда) 1700 – 2130  (6 ч)


Стоимость обучения: 3000 руб.   

Возможна оплата слушателем или организацией.


Документ о повышении квалификации: удостоверение установленного образца (сведения вносятся в Федеральный реестр – ФИС ФРДО).

Содержание:

  • Характеристика средств альтернативной и дополнительной коммуникации и описание лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которые не в состоянии пользоваться вербальными средствами коммуникации. Описание различных систем коммуникации с помощью графических символов (мировой опыт). Пиктографическая коммуникация (PIC, пиктограммы) - Канада (Maharaj, 1980). Описание российской системы альтернативной и дополнительной коммуникации, основанной на словаре русского языка и соответствующих ему традиционному использованию трехмерных тактильно воспринимаемых символов (2000 г.).

  • Выявление и оценка коммуникативных, когнитивных, лингвистических, психосоциальных, моторных возможностей ребенка (взрослого) как потенциального пользователя дополнительной и альтернативной системой коммуникации. Шкала навыков графической коммуникации, предполагающая изучение и оценку возможностей приема и передачи графической информации. Схема обследования коммуникативных возможностей и потребностей потенциального пользователя альтернативной и дополнительной коммуникацией.

  • Основные задачи коррекционно-образовательной работы при обучении альтернативным и дополнительным системам общения. Алгоритм изучения и введения графических символов. Формированием понимания значений вводимых символов. Реализация возможности немедленного применения изученных символов с целью решения коммуникативной задачи.

  • Включение обучения коммуникации как неотъемлемой части жизнедеятельности ребенка (взрослого) в образовательный, коррекционно-развивающий процесс и процесс социального взаимодействия.

  • Сочетание различного инструментария обучения.

  • Использование картинного материала, пиктограмм в ходе образовательной деятельности для овладения «чтением» информации, представленной на тематических пиктографических стендах. Кодовая система - основа для организации не только общения, но чтения и письма.

  • Специальные элементарные коммуникативные приспособления: коммуникативный дневник (тематический набор пиктограмм); коммуникативный календарь; коммуникативная доска (в том числе «доска выбора» или «доска желаний»); визуальное расписание распорядка дня и занятий, которые могут дополняться конвертом для выполненных дел; коммуникативные книги; фотоальбом, где фотографии снабжены соответствующими пиктограммами; наборы кубиков альтернативной и дополнительной коммуникации - «Кубики АДК».

Обучение проходит с использованием авторских презентационных и видеоматериалов.