Содержание программы
Введение в программу
Цели и задачи программы.
Структура курса.
Презентация участниками ожиданий от курса.
Трудные ситуации в работе участников как бизнес-тренеров и инструкторов.
Тема 1: Личные качества и компетенции тренера
- Самооценка «Функции тренера»
- Актуальные затруднения в деятельности тренера.
- Планирование личного профессионального развития, жизни и карьеры.
Тема 2: Основные концепции обучения взрослых
- Особенности дидактики для взрослых. Концепции обучения взрослых.
- Возможности и ограничения традиционного и активного обучения.
- Индивидуальные стили научения.
- Особенности обучения на рабочем месте (оn – the – job- training).
- Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий и метод учебно-тренировочных карт.
Тема 3: Выявление потребностей персонала организации в обучении
- Анализ потребностей в обучении как основа планирования тренинга.
- Последовательность действий анализа и оценки потребностей в обучении.
- Выявление стратегических составляющих анализа потребностей в обучении по Кристофер и Смит.
- Экспертиза анкеты-опросника персонала. Ошибки в составлении анкет и опросников.
- Разработка Технического Задания на тренинг.
- Подготовка различных тренинговых Программ.
- Возможности и ограничения в реализации тренинговых Программ.
- Выбор учебной темы тренинга для составления Программы и Сценария на семинаре.
- Составление соответствующего раздела Плана работ (действий).
Тема 4: Тренерская дидактика: принципы построения, выбор формата тренинга, техник и методик
- Психолого-педагогические механизмы и закономерности различного вида игр и отдельных техник, приводящие к нужному результату.
- Определение тренинга как формы подготовки и переподготовки кадров.
- Формат целей тренинга АВСD.
- Сценарий тематического тренинга с учётом концепции тренинга, целей и методов их реализации.
- Проверка готового Сценария на не успешность, поиск и ликвидация слабых мест.
- Оптимальная структура учебной сессии: разогрев, обучающие упражнения, снятие напряжения (Кривая Холландера).
- Выбор формата обучения, разработка замысла и Сценария тренинга.
- Выбор наилучших техник для тренинга.
- Разработка и адаптация упражнений и игр для тематического тренинга.
- Расчёт времени (тайминг) на упражнения и игры.
- Подбор супервайзера для своего пилотажного тренинга.
- Супервайзер и Фокус-группы в пилотном тренинге: постановка заданий, определение индикаторов, фиксации процесса и выдачи обратной связи.
Тема 5: Проведение сессий тренингов
- Подготовка модельных тематических сессий и мини-тренингов. Работа участников по составлению соответствующего раздела Плана работ (действий).
- Демонстрация подготовленных модельных сессий и мини-тренингов. Пилотажное проведение сессии или упражнения.
- Апробация структурированных индивидуальных упражнений, нацеленных на результат.
- Модерация и фасилитация и их варианты.
- Техники фасилитации и супервизорства.
- Позиции участников и тренерской команды, тип ведения и стиль тренера. Организация «обратной связи» (feedback).
- Общая структура игротехники и составляющие её базовых техники: социо- группо-, психо-, схемо- и мыслетехника.
- Понимание особенностей и развитие умения провести пилотаж, экспериментальную апробацию методик, техник и инструментов.
- Методика проведения ролевых структурированных игр.
- Отработка способов получения обратной связи от участников пилотажного тренинга.
- Выполнение структурированных упражнений и игр на основе подхода операциональных игр.
- Техника проблематизации игроков.
- Модельная демонстрация ролевой игры с использованием видеозаписи.
- Техника наблюдения и исследования с использованием «внутреннего и внешнего круга». Техника «аквариума». Анализ наблюдений.
- Техника и процедура анализа ролевой игры и использованием видеозаписи. Демонстрация процедуры по 7-стадийной модели ДЖ. Стюарта.
- Методы и приемы управления групповой динамикой.
- Работа с бунтующей группой. Технология работы с агрессией в группе.
- Организационные условия эффективного проведения тренинга.
- Завершение тренинга и подведение итогов.
Тема 6: Оценка эффективности тренинговых программ.
- Критерии и показатели (индикаторы) результатов.
- Соотношение эффекта и эффективности.
- Четыре уровня оценки по Д. Киркпатрику (D. Kirkpatrik). 5 видов сравнительного оценивания по А. Анцупову.
- Оценка экономической эффективности по Дж.Филипс, метод компании «Хониуэлл». Методика учёта средств, затрачиваемых на подготовку персонала компании «Бэрри корпорэйшн».
- Структура аналитического отчёта по тренингу. Необходимые и факультативные компоненты отчёта.
Тема 7: Стратегия мониторинга, поддержки и сохранения результатов тренинга. Посттренинговое сопровождение.
- Разработка программы действий, по пролонгированной оценке, и мониторингу результатов тренинга по Д. Стюарту (D. Stewart).
- Планирование мониторинга тренинга и коррекция Сценария.
- Составление личного плана профессионального развития.
- Составление Планов дополнительных действий участников по поддержанию результатов настоящего семинара-тренинга.
- Установление личных и профессиональных связей для обмена опытом между участниками.
Тема 8: Особенности обучения тренерским навыкам
- Эффективная /неэффективная группа».
- Диагностика умений организовать группу.
- Тренинг как бизнес и карьера.
- Соотнесение ожиданий участников и полученных результатов. Осмысление личных результатов. Получение "обратной связи" (супервизию) относительно стиля собственной тренерской работы и индивидуальные рекомендации по использованию сильных сторон и устранению слабых.
- Формирований представлений о стратегии повышения своей квалификации.