Учебный план

Содержание программы

Введение в программу

Цели и задачи программы.

Структура курса.

Презентация участниками ожиданий от курса.

Трудные ситуации в работе участников как бизнес-тренеров и инструкторов.

Тема 1: Личные качества и компетенции тренера

  • Самооценка «Функции тренера»
  • Актуальные затруднения в деятельности тренера.
  • Планирование личного профессионального развития, жизни и карьеры.

Тема 2: Основные концепции обучения взрослых

  • Особенности дидактики для взрослых. Концепции обучения взрослых.
  • Возможности и ограничения традиционного и активного обучения.
  • Индивидуальные стили научения.
  • Особенности обучения на рабочем месте (оn – the – job- training).
  • Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий и метод учебно-тренировочных карт.

Тема 3: Выявление потребностей персонала организации в обучении

  • Анализ потребностей в обучении как основа планирования тренинга.
  • Последовательность действий анализа и оценки потребностей в обучении.
  • Выявление стратегических составляющих анализа потребностей в обучении по Кристофер и Смит.
  • Экспертиза анкеты-опросника персонала. Ошибки в составлении анкет и опросников.
  • Разработка Технического Задания на тренинг.
  • Подготовка различных тренинговых Программ.
  • Возможности и ограничения в реализации тренинговых Программ.
  • Выбор учебной темы тренинга для составления Программы и Сценария на семинаре.
  • Составление соответствующего раздела Плана работ (действий).

Тема 4: Тренерская дидактика: принципы построения, выбор формата тренинга, техник и методик

  • Психолого-педагогические механизмы и закономерности различного вида игр и отдельных техник, приводящие к нужному результату.
  • Определение тренинга как формы подготовки и переподготовки кадров.
  • Формат целей тренинга АВСD.
  • Сценарий тематического тренинга с учётом концепции тренинга, целей и методов их реализации.
  • Проверка готового Сценария на не успешность, поиск и ликвидация слабых мест.
  • Оптимальная структура учебной сессии: разогрев, обучающие упражнения, снятие напряжения (Кривая Холландера).
  • Выбор формата обучения, разработка замысла и Сценария тренинга.
  • Выбор наилучших техник для тренинга.
  • Разработка и адаптация упражнений и игр для тематического тренинга.
  • Расчёт времени (тайминг) на упражнения и игры.
  • Подбор супервайзера для своего пилотажного тренинга.
  • Супервайзер и Фокус-группы в пилотном тренинге: постановка заданий, определение индикаторов, фиксации процесса и выдачи обратной связи.

Тема 5: Проведение сессий тренингов

  • Подготовка модельных тематических сессий и мини-тренингов. Работа участников по составлению соответствующего раздела Плана работ (действий).
  • Демонстрация подготовленных модельных сессий и мини-тренингов. Пилотажное проведение сессии или упражнения.
  • Апробация структурированных индивидуальных упражнений, нацеленных на результат.
  • Модерация и фасилитация и их варианты.
  • Техники фасилитации и супервизорства.
  • Позиции участников и тренерской команды, тип ведения и стиль тренера. Организация «обратной связи» (feedback).
  • Общая структура игротехники и составляющие её базовых техники: социо- группо-, психо-, схемо- и мыслетехника.
  • Понимание особенностей и развитие умения провести пилотаж, экспериментальную апробацию методик, техник и инструментов.
  • Методика проведения ролевых структурированных игр.
  • Отработка способов получения обратной связи от участников пилотажного тренинга.
  • Выполнение структурированных упражнений и игр на основе подхода операциональных игр.
  • Техника проблематизации игроков.
  • Модельная демонстрация ролевой игры с использованием видеозаписи.
  • Техника наблюдения и исследования с использованием «внутреннего и внешнего круга». Техника «аквариума». Анализ наблюдений.
  • Техника и процедура анализа ролевой игры и использованием видеозаписи. Демонстрация процедуры по 7-стадийной модели ДЖ. Стюарта.
  • Методы и приемы управления групповой динамикой.
  • Работа с бунтующей группой. Технология работы с агрессией в группе.
  • Организационные условия эффективного проведения тренинга.
  • Завершение тренинга и подведение итогов.

Тема 6: Оценка эффективности тренинговых программ.

  • Критерии и показатели (индикаторы) результатов.
  • Соотношение эффекта и эффективности.
  • Четыре уровня оценки по Д. Киркпатрику (D. Kirkpatrik). 5 видов сравнительного оценивания по А. Анцупову.
  • Оценка экономической эффективности по Дж.Филипс, метод компании «Хониуэлл». Методика учёта средств, затрачиваемых на подготовку персонала компании «Бэрри корпорэйшн».
  • Структура аналитического отчёта по тренингу. Необходимые и факультативные компоненты отчёта.

Тема 7: Стратегия мониторинга, поддержки и сохранения результатов тренинга. Посттренинговое сопровождение.

  • Разработка программы действий, по пролонгированной оценке, и мониторингу результатов тренинга по Д. Стюарту (D. Stewart).
  • Планирование мониторинга тренинга и коррекция Сценария.
  • Составление личного плана профессионального развития.
  • Составление Планов дополнительных действий участников по поддержанию результатов настоящего семинара-тренинга.
  • Установление личных и профессиональных связей для обмена опытом между участниками.


Тема 8: Особенности обучения тренерским навыкам

  • Эффективная /неэффективная группа».
  • Диагностика умений организовать группу.
  • Тренинг как бизнес и карьера.
  • Соотнесение ожиданий участников и полученных результатов. Осмысление личных результатов. Получение "обратной связи" (супервизию) относительно стиля собственной тренерской работы и индивидуальные рекомендации по использованию сильных сторон и устранению слабых.
  • Формирований представлений о стратегии повышения своей квалификации.