Введение в программу
Цели и задачи программы.
Структура курса.
Презентация участниками ожиданий от курса.
Трудные ситуации в работе участников как бизнес-тренеров и инструкторов.
Тема 1: Личные качества и компетенции тренера
Самооценка «Функции тренера»
Актуальные затруднения в деятельности тренера.
Планирование личного профессионального развития, жизни и карьеры.
Тема 2: Основные концепции обучения взрослых
Особенности дидактики для взрослых. Концепции обучения взрослых.
Возможности и ограничения традиционного и активного обучения.
Индивидуальные стили научения.
Особенности обучения на рабочем месте (оn – the – job- training).
Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий и метод учебно-тренировочных карт.
Тема 3: Выявление потребностей персонала организации в обучении
Последовательность действий анализа и оценки потребностей в обучении.
Выявление стратегических составляющих анализа потребностей в обучении по Кристофер и Смит.
Экспертиза анкеты-опросника персонала. Ошибки в составлении анкет и опросников.
Разработка Технического Задания на тренинг.
Подготовка различных тренинговых Программ.
Возможности и ограничения в реализации тренинговых Программ.
Выбор учебной темы тренинга для составления Программы и Сценария на семинаре.
Составление соответствующего раздела Плана работ (действий).
Тема 4: Тренерская дидактика: принципы построения, выбор формата тренинга, техник и методик
Психолого-педагогические механизмы и закономерности различного вида игр и отдельных техник, приводящие к нужному результату.
Определение тренинга как формы подготовки и переподготовки кадров.
Формат целей тренинга АВСD.
Сценарий тематического тренинга с учётом концепции тренинга, целей и методов их реализации.
Проверка готового Сценария на не успешность, поиск и ликвидация слабых мест.
Оптимальная структура учебной сессии: разогрев, обучающие упражнения, снятие напряжения (Кривая Холландера).
Выбор формата обучения, разработка замысла и Сценария тренинга.
Выбор наилучших техник для тренинга.
Разработка и адаптация упражнений и игр для тематического тренинга.
Расчёт времени (тайминг) на упражнения и игры.
Подбор супервайзера для своего пилотажного тренинга.
Супервайзер и Фокус-группы в пилотном тренинге: постановка заданий, определение индикаторов, фиксации процесса и выдачи обратной связи.
Тема 5: Проведение сессий тренингов
Подготовка модельных тематических сессий и мини-тренингов. Работа участников по составлению соответствующего раздела Плана работ (действий).
Демонстрация подготовленных модельных сессий и мини-тренингов. Пилотажное проведение сессии или упражнения.
Апробация структурированных индивидуальных упражнений, нацеленных на результат.
Модерация и фасилитация и их варианты.
Техники фасилитации и супервизорства.
Позиции участников и тренерской команды, тип ведения и стиль тренера. Организация «обратной связи» (feedback).
Общая структура игротехники и составляющие её базовых техники: социо- группо-, психо-, схемо- и мыслетехника.
Понимание особенностей и развитие умения провести пилотаж, экспериментальную апробацию методик, техник и инструментов.
Методика проведения ролевых структурированных игр.
Отработка способов получения обратной связи от участников пилотажного тренинга.
Выполнение структурированных упражнений и игр на основе подхода операциональных игр.
Техника проблематизации игроков.
Модельная демонстрация ролевой игры с использованием видеозаписи.
Техника наблюдения и исследования с использованием «внутреннего и внешнего круга». Техника «аквариума». Анализ наблюдений.
Техника и процедура анализа ролевой игры и использованием видеозаписи. Демонстрация процедуры по 7-стадийной модели ДЖ. Стюарта.
Методы и приемы управления групповой динамикой.
Работа с бунтующей группой. Технология работы с агрессией в группе.
Организационные условия эффективного проведения тренинга.
Завершение тренинга и подведение итогов.
Тема 6: Оценка эффективности тренинговых программ.
Критерии и показатели (индикаторы) результатов.
Соотношение эффекта и эффективности.
Четыре уровня оценки по Д. Киркпатрику (D. Kirkpatrik). 5 видов сравнительного оценивания по А. Анцупову.
Оценка экономической эффективности по Дж.Филипс, метод компании «Хониуэлл». Методика учёта средств, затрачиваемых на подготовку персонала компании «Бэрри корпорэйшн».
Структура аналитического отчёта по тренингу. Необходимые и факультативные компоненты отчёта.
Тема 7: Стратегия мониторинга, поддержки и сохранения результатов тренинга. Посттренинговое сопровождение.
Разработка программы действий, по пролонгированной оценке, и мониторингу результатов тренинга по Д. Стюарту (D. Stewart).
Планирование мониторинга тренинга и коррекция Сценария.
Составление личного плана профессионального развития.
Составление Планов дополнительных действий участников по поддержанию результатов настоящего семинара-тренинга.
Установление личных и профессиональных связей для обмена опытом между участниками.
Эффективная /неэффективная группа».
Диагностика умений организовать группу.
Тренинг как бизнес и карьера.
Соотнесение ожиданий участников и полученных результатов. Осмысление личных результатов.Получение "обратной связи" (супервизию) относительно стиля собственной тренерской работы и индивидуальные рекомендации по использованию сильных сторон и устранению слабых.
Формирований представлений о стратегии повышения своей квалификации.