Содержание программы

Введение в программу

  • Цели и задачи программы.

  • Структура курса.

  • Презентация участниками ожиданий от курса.

  • Трудные ситуации в работе участников как бизнес-тренеров и инструкторов.

Тема 1: Личные качества и компетенции тренера

  • Самооценка «Функции тренера»

  • Актуальные затруднения в деятельности тренера.

  • Планирование личного профессионального развития, жизни и карьеры.

Тема 2: Основные концепции обучения взрослых

  • Особенности дидактики для взрослых. Концепции обучения взрослых.

  • Возможности и ограничения традиционного и активного обучения.

  • Индивидуальные стили научения.

  • Особенности обучения на рабочем месте (оn – the – job- training).

  • Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий и метод учебно-тренировочных карт.

Тема 3: Выявление потребностей персонала организации в обучении

  • Анализ потребностей в обучении как основа планирования тренинга.
  • Последовательность действий анализа и оценки потребностей в обучении.

  • Выявление стратегических составляющих анализа потребностей в обучении по Кристофер и Смит.

  • Экспертиза анкеты-опросника персонала. Ошибки в составлении анкет и опросников.

  • Разработка Технического Задания на тренинг.

  • Подготовка различных тренинговых Программ.

  • Возможности и ограничения в реализации тренинговых Программ.

  • Выбор учебной темы тренинга для составления Программы и Сценария на семинаре.

  • Составление соответствующего раздела Плана работ (действий).

Тема 4: Тренерская дидактика: принципы построения, выбор формата тренинга, техник и методик

  • Психолого-педагогические механизмы и закономерности различного вида игр и отдельных техник, приводящие к нужному результату.

  • Определение тренинга как формы подготовки и переподготовки кадров.

  • Формат целей тренинга АВСD.

  • Сценарий тематического тренинга с учётом концепции тренинга, целей и методов их реализации.

  • Проверка готового Сценария на не успешность, поиск и ликвидация слабых мест.

  • Оптимальная структура учебной сессии: разогрев, обучающие упражнения, снятие напряжения (Кривая Холландера).

  • Выбор формата обучения, разработка замысла и Сценария тренинга.

  • Выбор наилучших техник для тренинга.

  • Разработка и адаптация упражнений и игр для тематического тренинга.

  • Расчёт времени (тайминг) на упражнения и игры.

  • Подбор супервайзера для своего пилотажного тренинга.

  • Супервайзер и Фокус-группы в пилотном тренинге: постановка заданий, определение индикаторов, фиксации процесса и выдачи обратной связи.

Тема 5: Проведение сессий тренингов

  • Подготовка модельных тематических сессий и мини-тренингов. Работа участников по составлению соответствующего раздела Плана работ (действий).

  • Демонстрация подготовленных модельных сессий и мини-тренингов. Пилотажное проведение сессии или упражнения.

  • Апробация структурированных индивидуальных упражнений, нацеленных на результат.

  • Модерация и фасилитация и их варианты.

  • Техники фасилитации и супервизорства.

  • Позиции участников и тренерской команды, тип ведения и стиль тренера. Организация «обратной связи» (feedback).

  • Общая структура игротехники и составляющие её базовых техники: социо- группо-, психо-, схемо- и мыслетехника.

  • Понимание особенностей и развитие умения провести пилотаж, экспериментальную апробацию методик, техник и инструментов.

  • Методика проведения ролевых структурированных игр.

  • Отработка способов получения обратной связи от участников пилотажного тренинга.

  • Выполнение структурированных упражнений и игр на основе подхода операциональных игр.

  • Техника проблематизации игроков.

  • Модельная демонстрация ролевой игры с использованием видеозаписи.

  • Техника наблюдения и исследования с использованием «внутреннего и внешнего круга». Техника «аквариума». Анализ наблюдений.

  • Техника и процедура анализа ролевой игры и использованием видеозаписи. Демонстрация процедуры по 7-стадийной модели ДЖ. Стюарта.

  • Методы и приемы управления групповой динамикой.

  • Работа с бунтующей группой. Технология работы с агрессией в группе.

  • Организационные условия эффективного проведения тренинга.

  • Завершение тренинга и подведение итогов.

Тема 6: Оценка эффективности тренинговых программ.

  • Критерии и показатели (индикаторы) результатов.

  • Соотношение эффекта и эффективности.

  • Четыре уровня оценки по Д. Киркпатрику (D. Kirkpatrik). 5 видов сравнительного оценивания по А. Анцупову.

  • Оценка экономической эффективности по Дж.Филипс, метод компании «Хониуэлл». Методика учёта средств, затрачиваемых на подготовку персонала компании «Бэрри корпорэйшн».

  • Структура аналитического отчёта по тренингу. Необходимые и факультативные компоненты отчёта.

Тема 7: Стратегия мониторинга, поддержки и сохранения результатов тренинга. Посттренинговое сопровождение.

  • Разработка программы действий, по пролонгированной оценке, и мониторингу результатов тренинга по Д. Стюарту (D. Stewart).

  • Планирование мониторинга тренинга и коррекция Сценария.

  • Составление личного плана профессионального развития.

  • Составление Планов дополнительных действий участников по поддержанию результатов настоящего семинара-тренинга.

  • Установление личных и профессиональных связей для обмена опытом между участниками.

Тема 8: Особенности обучения тренерским навыкам

  • Эффективная /неэффективная группа».

  • Диагностика умений организовать группу.

  • Тренинг как бизнес и карьера.

  • Соотнесение ожиданий участников и полученных результатов. Осмысление личных результатов.Получение "обратной связи" (супервизию) относительно стиля собственной тренерской работы и индивидуальные рекомендации по использованию сильных сторон и устранению слабых.

  • Формирований представлений о стратегии повышения своей квалификации.