КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«Средства альтернативной и дополнительной коммуникации для детей и взрослых с особыми образовательными потребностями»
Руководитель программы: Баряева Людмила Борисовна, профессор НОЧУ ВО «Международный университет психолого-педагогических инноваций»; доктор педагогических наук, профессор.
Объем: 24 акад. часов (12 часов контактной работы лектора, а также самостоятельная работа по учебно-методическому комплекту материалов).
Формат обучения: гибридный (очный/дистанционный).
Целевая группа: логопеды, дефектологи, психологи, учителя начальных классов, воспитатели, аспиранты, магистранты, родители детей с ОВЗ, все заинтересованные лица.
Место проведения: НОЧУ ВО «Международный университет психолого-педагогических инноваций», Институт специального образования и реабилитации; Москва, ул. Гончарная, д. 15, стр. 1.
График занятий:
23.04.2024 (вторник) 1700 – 2130 (6 ч)
24.04.2024 (среда) 1700 – 2130 (6 ч)
Стоимость обучения: 3000 руб.
Возможна оплата слушателем или организацией.
Документ о повышении квалификации: удостоверение установленного образца (сведения вносятся в Федеральный реестр – ФИС ФРДО).
Содержание:
-
Характеристика средств альтернативной и дополнительной коммуникации и описание лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которые не в состоянии пользоваться вербальными средствами коммуникации. Описание различных систем коммуникации с помощью графических символов (мировой опыт). Пиктографическая коммуникация (PIC, пиктограммы) - Канада (Maharaj, 1980). Описание российской системы альтернативной и дополнительной коммуникации, основанной на словаре русского языка и соответствующих ему традиционному использованию трехмерных тактильно воспринимаемых символов (2000 г.).
-
Выявление и оценка коммуникативных, когнитивных, лингвистических, психосоциальных, моторных возможностей ребенка (взрослого) как потенциального пользователя дополнительной и альтернативной системой коммуникации. Шкала навыков графической коммуникации, предполагающая изучение и оценку возможностей приема и передачи графической информации. Схема обследования коммуникативных возможностей и потребностей потенциального пользователя альтернативной и дополнительной коммуникацией.
-
Основные задачи коррекционно-образовательной работы при обучении альтернативным и дополнительным системам общения. Алгоритм изучения и введения графических символов. Формированием понимания значений вводимых символов. Реализация возможности немедленного применения изученных символов с целью решения коммуникативной задачи.
-
Включение обучения коммуникации как неотъемлемой части жизнедеятельности ребенка (взрослого) в образовательный, коррекционно-развивающий процесс и процесс социального взаимодействия.
-
Сочетание различного инструментария обучения.
-
Использование картинного материала, пиктограмм в ходе образовательной деятельности для овладения «чтением» информации, представленной на тематических пиктографических стендах. Кодовая система - основа для организации не только общения, но чтения и письма.
-
Специальные элементарные коммуникативные приспособления: коммуникативный дневник (тематический набор пиктограмм); коммуникативный календарь; коммуникативная доска (в том числе «доска выбора» или «доска желаний»); визуальное расписание распорядка дня и занятий, которые могут дополняться конвертом для выполненных дел; коммуникативные книги; фотоальбом, где фотографии снабжены соответствующими пиктограммами; наборы кубиков альтернативной и дополнительной коммуникации - «Кубики АДК».
Обучение проходит с использованием авторских презентационных и видеоматериалов.