Просмотр и обсуждение х/ф "Солнцестояние"

Просмотр и обсуждение х/ф "Солнцестояние"

Подробный отзыв об обсуждении художественного фильма "Солнцестояние", состоявшегося 28 января.
Москва
24 апреля 24 апреля 2024

28 января 2023 года в МУППИ к просмотру и обсуждению был представлен фильм «Солнцестояние» (2019 г.), режиссера Ари Астера.

С первых же секунд картина громогласно заявляет, что будет всеми силами пытаться создать зрителю дискомфортное существование на ближайшие 2 часа 40 минут, которые погрузили участников киногостиной в жанр хоррора и триллера значимой части контекста самых разных эпох – начиная с «готических романов» литературы XVIII столетия и вплоть до современности. Сюжет кинокартины рассказывает о молодой паре, путешествующей в Швецию с группой друзей на праздник летнего солнцестояния, впоследствии попавшей в руки зловещего скандинавского языческого культа.

Ведущие киногостиной Петриченко Семен Иосифович и Бурмистрова Екатерина Викторовна предложили участникам продолжить цепь исследования уровней психических расстройств через киноискусство. И если ноябрьскую киногостиную по «Опасному методу» по праву можно считать изучением перехода героини из психоза в невроз, вечер, посвященный «Реальной Любви» – рассмотрением многоликости невротических конструктов, то встреча по «Солнцестоянию» явно замыкает этот круг.

Фильм Ари Астера – своеобразная «энциклопедия по обращению в психоз», где невротическая (или borderline?) личность претерпевает необычайную эволюцию, достойную разбора психоаналитическими средствами. Наблюдая всевозможные грани и фазы психотизации в атмосфере почти бескровного, но несомненного хоррора, участники погрузились в непознаваемую тайну психоза. Эксперты и участники киногостиной обсудили пересечение внутренних и внешних конфликтов героев, задумались над явлениями психической регрессии и нагруженного инсайтами катарсиса.

В ходе обсуждения фильма были затронуты темы травматических переживаний, обусловленных, например, социальными конфликтами, лежащими в основе проблем современных отношений, вечного противостояния черного и белого, трансформации человеческой природы и сущности, совершающей, по выражению критиков, «нарочито неспешное путешествие в залитый солнцем ад».

Дискутирующие, похоже, выявили, что картина А. Астера при детальном рассмотрении представляет собой грозное предупреждение, касающееся процессов психотизации в современном социуме. Культ индивидуализма закономерно рождает проблематику экзистенциально нагруженного одиночества. Все чаще это становится камнем преткновения для объединения усилий против поглощающего влияния деструктивных моральных систем и учений.

Парадоксом становится то, что, рожденный как средство защиты собственного Я от деструкции со стороны Я окружающих, индивидуализм обрывает эмоциональные межличностные контакты. Так он фрустрирует заложенную природой человеческую потребность в здоровом сближении. Итогом этого становится самодеструкция Я, погружающегося в неконтейнированные ближними и нерефлексированные глубины собственного Оно. Далее – распад столь оберегаемого изначально Я в этом расплавленном море бессознательных конструктов.

В процессе обсуждения был достигнут консенсус относительно того, что подобное психотизируемое Я рано или поздно начинает непродуманный хаотичный поиск замены здоровой коммуникации, от которой так стремительно бежало. В этом кризисном состоянии человек легко может столкнуться с такими суррогатами семейности, любви и дружбы, как фанатичные сектантские общины, сами являющие собой примеры психоза – и на сей раз массового.

Стоит подчеркнуть ценную тему, не заявленную в обсуждении, а открытую непосредственно в режиме дискуссии – вопросы групповой динамики, талантливо показанные режиссером в картине. Динамика группы, погруженной в состояние массового психоза, где любая эмоциональная реакция или воззрение становится достоянием всей массы и ликвидирует остатки распадающегося Я – настоящий грозный аккорд, на котором и завершается этот социально и философски нагруженный хоррор.

Выразим коллективную надежду, что гротескно преувеличенные в фильме опасности, которые таит современность, останутся художественной абстракцией. Подобно всякой антиутопии, такие абстракциии предупреждают нас, и часто – очень вовремя.

Ведущие киногостиной, приглашенные эксперты: Александр Николаевич Харитонов, Мухамед Каншобиевич Кабардов, Алексей Константинович Осницкий, Геннадий Николаевич Тимченко и другие участники киногостиной поделились своей точкой зрения, и в ходе дискуссии ответили на многие возникшие вопросы зрителей.

Можно ли сказать о том, что «Солнцестояние» – фильм о добре и зле? Это фильм без объяснений мифологии культистов, фильм с белыми пятнами, оставшимися необъясненными, с размытым финалом, который не дает всех ответов, заставляя сомневаться в том, был ли он на самом деле, или это все последствия расширения сознания. На эти вопросы у каждого остались свои ответы.

 

Благодарим всех участников наших научных мероприятий!