Научно-исследовательская деятельность

1. Общие сведения о научной школе

Руководитель научной школы – Филичева Татьяна Борисовна, доктор педагогических наук, почетный профессор МПГУ кафедры логопедии Института детства Московского педагогического государственного университета, членом диссертационного совета при МПГУ, Президент Союза дефектологов; Академик Международной славянской Академии им. Я А. Коменского, ведущий специалист в коррекционной педагогике по версии международной энциклопедии «Who is who of professional and business women», заслуженный работник высшей школы

Количественный состав научной школы

- Квалификационный состав научной школы (человек):

* докторов наук 2;

* кандидатов наук 6

2.    Направления исследований

Персонализация в диагностике и коррекции общего недоразвития речи

Персонализации в диагностике и выборе стратегий коррекционно-развивающего воздействия.

Разработка нового иерархического уровня в классификации общего недоразвития речи – четвертого уровня речевого развития детей с ОНР.

Исследование коморбидных проявлений вербальных и невербальных расстройств у детей с речевыми нарушениями

3.    Научные достижения научной школы

Признавая безусловную важность индивидуализации в работе с такими детьми, тем не менее, Филичева Т.Б. и ее ученики делают акцент на персонализацию в логопедии как важнейший психолого-педагогический принцип коррекционной работы, позволяющий учитывать критерии и маркеры сочетанных и коморбидных состояний обучающихся/пациентов в контексте дальнейшего проектирования оптимальной реабилитации/абилитации (Филичева Т.Б., Туманова Т.В.). В рамках созданной научной школы произошло последовательное определение достоверно подтвержденных связей между коморбидными/сопряженно выявленными нарушениями речевых, языковых, моторных, пространственно-ориентировочных процессов у детей с общим недоразвитием речи.  В свою очередь, это привело к определению разных состояний коморбидности нарушенных процессов при речевых расстройствах (в рамках доказанных состояний микро-, мезо-, макрокоморбидности). Соответственно с этими принципиально важными научными открытиями  в отечественной логопедии внедряется иерархически выстроенный персонализированный подход к диагностике и коррекции вербальных и невербальных процессов у детей с общим недоразвитием речи

Персонализированный подход в логопедической работе с детьми реализуется также силами общественных профессиональных организаций    Так, с момента образования общественной организации «Союз дефектологов» (2017г.), созданной по инициативе Министерства просвещения Российской Федерации на открытом Съезде дефектологов всей страны, Татьяна Борисовна является бессменным Президентом Союза дефектологов.

4.             Практическое использование полученных научных результатов

         Научный вклад Филичевой Т.Б. и ее учеников нашел свое отражение в современных нормативно-правовых и учебно-методических материалах, регламентирующих на Федеральном, региональном и локальном уровнях работу медико-психолого-педагогических комиссий, консилиумов, образовательных организаций  (Положение о деятельности ПМПК, Примерные адаптированные образовательные программы дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи, парциальные коррекционные программы по преодолению фонетико-фонематического и общего недоразвития речи у детей и подготовке их к школе и т.д.).  

         Научные разработки Т.Б. Филичевой широко внедрены в  образовательные учреждения России. Ученики Филичевой Т.Б. и последователи созданной ею научной школы работают по всей стране и за ее пределами (включая ближнее и дальнее зарубежье). Все это позволяет говорить и широком внедрении результатов развития научной школы в контексте связей кафедры логопедии МПГУ с Российскими и международными практическими учреждениями федерального, регионального, муниципального  уровней.

    На протяжении многих лет научные направления ее деятельности сопряжены с аспектами практического воплощения траекторий персонального успеха и социального развития детей с нарушениями речи и коммуникации: она является соорганизатором и членом жюри международного конкурса «Романсиада - Преодоление» для детей с ограниченными возможностями здоровья (совместно с ГБУК г. Москвы «Дом русского романса»), соорганизатором и членом жюри регионального фестиваля «Письма Победы» (г. Покров Владимирской области, 2020, 2021г.г.).

           Множество учеников Татьяны Борисовны Филичевой по всей стране используют и цитируют ее труды, развивают и обогащают теорию и практику логопедии как науки. Среди них не только российские, но и зарубежные специалисты в области логопедии и смежных наук.

Зарубежное профессиональное сообщество в лице Международной ассоциации логопедов и фониатров (IALP) высоко оценило научный вклад профессора Филичевой Т.Б.  в развитие международной логопедии, что реализовалось в проведении в МПГУ при прямой поддержке Правительства Российской Федерации международного симпозиума по проблемам специфический языковых расстройств детского возраста (2018 г.) с привлечением международных спикеров из 20 стран мира (Австралии, Азербайджана, Болгарии, Бразилии, Великобритании, Германии, Греции, Израиля, Канады, Казахстана, Кипра, Китая,  Монголии, Новой Зеландии, Тайваня, Сербии, Соединенных Штатов Америки, Республики Польша, Узбекистана, Эстонии). Российское и международное сообщество логопедов в рамках этого симпозиума нашли чрезвычайно важные и актуальные тренды и парадигмы сотрудничества по вопросам изучения, профилактики и преодоления речеязыковых расстройств. Российское и международное профессиональное сообщество, университетская и студенческая среда широко применяют   результаты современного развития научной школы Филичевой Т.Б. и ее учеников, упрочивающих российскую концепцию персонализации в логопедической помощи детям с ОНР.

5.    Основные публикации за последние годы (монографии, научные статьи и т.д.)

Т.Б. Филичева является ведущим специалистом России в области дошкольной логопедии, автором более 180 монументальных научных работ, в том числе монографий, специальных программ, учебников и учебно-методических пособий, Адаптированных примерных основных образовательных программ дошкольного образования детей с ТНР.  Она - автор большинства академических учебников и хрестоматий по логопедии  и т.д. Эти работы являются фундаментальными исследованиями в области логопедии, последовательно раскрывают и популяризирую персонализированыый подход в логопедической работе,  имеют гриф Министерства образования и науки РФ, Института коррекционной педагогики РАО, Академии постдипломного образования Санкт-Петербурга, они включены в ведущие Российские и зарубежные списки цитирования.

6.     Патенты, выданные на разработки

  Многолетняя деятельность Татьяны Борисовны Филичевой и значимость ее научной работы отмечена грамотами, дипломами, благодарственными письмами, в том числе: от заместителя Министра просвещения Российской Федерации Т.Ю. Синюгиной (2018), от Президента Международной Ассоциации логопедов и фониатров (IALP) профессора Памелы Эндерби (2018, 2019), от ректора МПГУ А.В. Лубкова (2018)  за  добросовестный труд, высокие профессиональные качества и безупречную работу на благо университета.

Т.Б. Филичева награждена медалью  К.Д. Ушинского(1995), медалью «60 лет Победы» (2005), медалью «Памяти 850-летия Москвы» (1997), серебряной медалью ВДНХ (1991), значком «Отличник народного просвещения» (1989); ей присвоено звание «Ветеран труда» (1997),  «Заслуженный работник высшей школы РФ» (1999); она является лауреатом конкурса на лучшую научную книгу 2007 года, проводимого Фондом развития отечественного образования под эгидой Общественной палаты РФ.

Концептуальность научной школы и педагогическая деятельность Филичевой Т.Б. на протяжении более, чем шестидесяти лет,  активная жизненная позиция и доброжелательное отношение к людям   заслуженно ставят ее в ряд великих ученых-основоположников отечественной логопедии.