Дорогого Геннадия Васильевича Васенкова поздравляем с юбилейной датой – 55 лет в дефектологии!!!

Дорогого Геннадия Васильевича Васенкова поздравляем с юбилейной датой – 55 лет в дефектологии!!!

Москва
22 марта 22 марта 2024
Начало каждого учебного года  Заслуженный учитель РФ Геннадий Васильевич Васенков воспринимает как путь к новым свершениям и триумфам. Более четырёх десятилетий он отдаёт свой педагогический талант детям с нарушениями интеллекта. На посту педагога  школы-интерната №102, достижения коллектива которой в области коррекционного образования, воспитания и социальной адаптации признаны не только в России, но и за рубежом, он трудится более пятидесяти  лет.
Геннадий Васильевич родился 5 декабря 1948 года. Детство его прошло в Тимирязевском районе Москвы на улице Пышкин огород (ныне — улица Костякова), где тогда располагались жилые бараки для работников ряда столичных предприятий. «Поэтому называли мы себя с соседскими мальчишками, — рассказывает Г.В. Васенков, — принцами барачного дворца». А мечталось ему в те послевоенные годы о профессиях сугубо мирных — актёр и учитель. Играя с друзьями в школу, он словно предугадывал своё будущее — неизменно выбирал роль директора. В 1963 году после окончания восьмого класса он поступил в ПТУ №64, где получил профессию столяра-краснодеревщика, а затем трудился на мебельной фабрике №16. «Тем не менее увлечение актёрским искусством я никогда не оставлял. И в школьные годы, и в период учёбы в училище, и позже я занимался в различных театральных студиях, с коллективами которых выезжал на гастроли и в общей сложности сыграл около 6-7 ролей. До армии пробовал поступить в ВТУ им. М.С. Щепкина, — вспоминает Г.В. Васенков, — успешно прошёл три тура, но… как говорится, «пролетел в щепку».
После службы в армии он вновь вернулся на фабрику. Казалось бы, детские мечты стать педагогом навсегда остались в прошлом. Однако дороги судьбы порой складываются в причудливые узоры. В 1970 году Геннадий Васильевич был направлен комсомольской организацией на работу в коррекционную школу №309. Только на своём первом уроке молодой учитель труда понял, каких особенных детей ему придётся обучать. Найти подход к ребятишкам с тяжёлыми нарушениями интеллекта было непросто, но вскоре он уже не мыслил свою профессиональную жизнь вне школы. Позже Геннадий Васильевич окончил филологический и дефектологический факультеты Московского заочного педагогического института, блестяще защитил кандидатскую и докторскую диссертации, стал автором ряда специализированных федеральных программ и учебников, более 40 научных публикаций, посвящённых актуальным проблемам дефектологии, организации работы коррекционных школ, профессионально-трудовой подготовке детей и подростков с нарушениями интеллекта.


ГОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №102 города Москвы» Геннадий Васильевич возглавил в 1982 году. Своё назначение на этот пост он иронично называет «церемонией водружения на директорство». Основанное в 1964 году, учебное заведение к началу 1980-х имело репутацию одного из худших в Москве учреждений этого типа. Поэтому в первые несколько лет новому директору пришлось решать немало проблем: начиная от наведения порядка на пищеблоке, где царили антисанитария и откровенное воровство, до создания по-настоящему профессионального коллектива, способного решать сложнейшие задачи коррекционной педагогики. Неоценимую помощь и на первом этапе руководства, и на протяжении всех последующих лет Геннадию Васильевичу оказывали и оказывают коллеги-единомышленники, замечательные педагоги, которые сегодня образуют административное ядро коллектива школы. В их числе Наталья Павловна Олейникова, Наталья Михайловна Шибаева, Наталья Владимировна Зинина, Тамара Дмитриевна Довлятшина, Полина Ивановна Королёва.
«Коллектив, который в настоящее время сложился в школе-интернате, я создавал годами. Педагогов, не обладающих достаточной компетентностью, людей случайных, не умеющих сочетать требовательность с отеческой любовью к детям, не обладающих талантом их чувствовать, создавать ауру общения «учитель — ученик», в нём нет. По моему мнению, если педагог постоянно себя развивает, если дети идут к нему на урок с радостью, значит, профессионально он состоялся», — убеждён директор. Многие сотрудники коллектива школы ведут интенсивную научную и методическую работу, имеют высокие отраслевые звания, государственные награды.
Стараниями педагогов во главе с Г.В. Васенковым в ГОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №102» создана уникальная адаптивная система для детей и подростков с недостатками интеллектуального развития. Учреждение является научно-методической базой экспериментальной работы по совершенствованию специального коррекционного образования в России. Учебно-воспитательная модель школы-интерната выстроена с учётом индивидуальных возрастных, психофизиологических и интеллектуальных особенностей и возможностей воспитанников: 1-4 классы — начальная общеобразовательная подготовка на базе коррекционных и пропедевтических технологий; 5-9 классы — комбинация общеобразовательных дисциплин и начального профильного обучения; 10-12 классы — углублённая профессиональная подготовка в сочетании с минимальным объёмом общеобразовательных предметов. Учащиеся младшей ступени школы с удовольствием ходят на уроки ритмики и социально-бытовой ориентировки, постигают азы компьютерной грамотности, при необходимости занимаются с логопедом.
В 1995 году впервые в практике отечественных коррекционных общеобразовательных учебных заведений VIII вида на базе учреждения был создан учебно-производственный комбинат «Фёдоровец», где воспитанники не только могут овладеть специальностями, связанными с полиграфическим производством, но и полноценно работают, получают зарплату. Кроме того, для старшеклассников в школе-интернате открыт профессиональный лицей, в котором под контролем педагогов-дефектологов ведётся подготовка учащихся по семи востребованным на современном рынке труда специальностям: переплётчик, брошюровщик, столяр, швея, пошивщик кожгалантерейных изделий, рабочий зелёного хозяйства, машинист уборочных машин. Высокий уровень трудового обучения позволяет воспитанникам после окончания школы продолжать образование в профильных колледжах, успешно трудоустраиваться. «Никто из наших выпускников, — с гордостью говорит Г.В. Васенков, — на улице не остаётся».
Учебное заведение плодотворно сотрудничает с центрами детского творчества, социальными и культурными учреждениями России, Бельгии, Германии и Франции, международными общественными организациями «Добрые дети мира», «Наша зелёная планета». Уже два десятилетия учащиеся и преподаватели школы-интерната — непременные участники, победители и призёры фестиваля «Надежда». «Кстати, десять лет назад, — делится Геннадий Васильевич, — я первым среди педагогов и директоров коррекционных образовательных учреждений выступил на этом фестивале в номинации «Творчество педагогов».
Видимо, действительно верно говорят, что талантливый человек талантлив во всём. Г.В. Васенков пишет стихи и уже издал два своих поэтических сборника. Не так давно увидела свет его автобиографическая трилогия «Становление. Свершения. Старение», которую он адресует подрастающему поколению.
Во всех начинаниях Геннадия Васильевича поддерживают, конечно, не только коллеги и друзья. Самая главная опора в его жизни — это семья: любящие и любимые жена, дочь и зять, обожаемые и обожающие деда внуки — старший Миша и младший Славик. На вопрос «Считаете ли вы себя счастливым человеком?» Г.В. Васенков, не задумываясь ни на минуту, отвечает: «Да, и ничего в своей жизни изменить не хотел бы. Все свои успехи и награды я воспринимаю как дар для моих коллег, родных и близких людей. Высшей наградой для меня было и остаётся благо детей, которые вверены мне Богом и судьбой». Своими орденами Геннадий Васильевич считает выпускников школы-интерната, достойно вошедших в самостоятельную жизнь, а триумфом пройденного профессионального пути — созданное под его руководством лучшее специализированное коррекционное общеобразовательное учебное заведение России.